Целью создания и деятельности «Музея природы» является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом лицея, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, культуры края, гордости за свое Отечество, лицей, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором краеведческой деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Реализация Федеральной программы туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество", Всекузбасской программы "Живи, Кузнецкая земля!", Муниципальной программы "Дети Новокузнецка".
Задачи школьного музея
1. Формировать личность лицеиста, как социально активного гражданина и патриота лицея, города, Отечества.
2. Создать условия формирования у лицеистов ценностного отношения к природе.
3. Повысить уровень воспитанности обучающихся.
4. Участвовать в подготовке и проведении краеведческих мероприятий (олимпиад, конференций, конкурсов), походов, экспедиций, экскурсий.
5. Пропагандировать краеведческие знания среди учащихся.
6. Устанавливать контакты с организациями и физическими лицами для совместного сотрудничества по вопросам краеведения.
Разделы «Музея природы»
1. Геологический: коллекция минералов и горных пород.
2. Палеонтологический: коллекция палеонтологических находок
3. Животный мир: чучела, коллекция насекомых, рыб, гнёзд, фотографии
4. Растительный мир: гербарий, фотографии
5. Исторический: подборка книг, детских работ, предметов быта, портреты исследователей, фотографии.
6. Литературный: подборка книг, детских работ, портреты писателей, сборники детских произведений.
Формы работы
1. Исследовательская деятельность учащихся
2. Проектная деятельность учащихся
3. Занятия по краеведению
4. Занятия по геологии
5. Лекции, подготовленные учащимися
6. Конкурсы, викторины, краеведческие олимпиады
7. Уроки с использованием краеведческого материала
8. Проведение экскурсий и походов
9. Создание и демонстрация фильмов, презентаций
10. Подготовка учащихся к краеведческим конкурсам, олимпиадам, конференциям
11. Издательская деятельность
Циклограмма работы «Музея природы»:
1. Занятия с участниками краеведческого общества. Составлена индивидуальная работа.
2. Занятия с участниками лекторской группы и экскурсоводами (вторая среда).
3. Занятия и инструктивно - методические совещания с классными руководителями по краеведческой работе (рекомендации по сбору архивных материалов, фотографий, оформление материала в электронном виде, создание видеотек).
4. Консультации членов совета музея по ведению краеведческой работы «Музея природы» (первая среда).